С.Б.С.К. Часть 6. Системы управления контентом

© 2001-2002 Иван Косяков и другие авторы

Определения

Сначала необходимо определиться с используемыми нами терминами, в частности, по рекомендации Петра Кутиса (Actis Systems) необходимо разделить понятия “система управления контентом” и “система управления сайтом».

[Actis Systems] Контент — это любая информация, графическая или текстовая, размещенная на сервере. []

Система управления контентом — это система управления информацией на сайте.

Система управления сайтом — это система, которая позволяет управлять информацией на сайте, вносить изменения в дизайн сайта и осуществлять изменение структуры сайта.

Далее в статье речь пойдет главным образом о системах управления контентом, поэтому приведем еще несколько определений от участников акции.

[Wega] Система управления контентом — это система, с помощью которой владелец может управлять содержанием своего ресурса, не прибегая при этом к услугам профессиональных html-верстальщиков и программистов. []

[АИСТ] Система управления контентом — это система, позволяющая автоматизировать управление сайтом: его содержимым, структурой, дизайном. На профессиональном сленге такие системы обычно называют движком сайтов. []

[ДиалогСибирь-ИТ] Система управления контентом — это специализированное программное обеспечение для автоматизированной разработки и поддержки динамических сайтов. Эти системы позволяют разрабатывать и поддерживать сайты, не требуя при этом знания HTML.

Основная идея систем управления контентом — разделение дизайна сайта и его содержания. При создании сайта с помощью такой системы разрабатываются несколько шаблонов страниц, в которых в последствии размещается информация, т.е. система содержит шаблоны страниц и хранилище (базу данных) информации, из которой формируется информационное наполнение сайта.

В целом понятие системы управления web-контентом может быть применено к ПО двух видов:

  1. При создании сайта или изменении/обновлении информации на страницах система генерирует набор страниц (сайт), который затем публикуется в Интернете. При этом сайт остается статическим. Основная задача такой системы — управление информационным наполнением сайта, она позволяет      менеджеру, не знакомому с HTML, публиковать информацию на сайте.
  2. При обращении посетителя к той или иной странице система анализирует запрос и генерирует необходимую страницу, т.е. работает в on-line. Такие сайты называются динамическими. Эти системы позволяют не только управлять содержанием сайта, но и применять такие функции, как персонализация и т.д.

Система управления контентом может быть реализована как самостоятельное ПО, так и как модуль управления контентом сайта в составе системы документооборота (российских систем такого уровня пока нет, из зарубежных это, например, Documentium и т.д.). Во втором случае можно при создании любого документа определить, будет ли он публиковаться на сайте, и если да — сразу опубликовать. []

Типы построения сайта

[Actis Systems] По способу управления можно выделить три типа сайтов:

  • Первая группа — это статическая Web-страница, которую, как правило, делает IT-специалист, а затем, при необходимости, он же и вносит туда изменения.
  • Ко второй группе следует отнести сайты, на которых администратор может самостоятельно изменять содержание, но не его структуру и дизайн.
  • К третьей группе относятся системы, позволяющие администратору вносить изменения в структуру сайта, добавлять и удалять разделы и, конечно, в рамках дизайна и навигации. []

Принципы работы системы управления контентом

[АИСТ] Я бы разделил системы управления контентом на два типа:

  • системы первого типа подразумевают хранение данных в базе данных, XML-документе или других, внутренних форматах; страницы, как правило, генерируются “на лету”, т.е. по параметрам, подаваемым на скрипт вывода, или по адресу запрашиваемой страницы (URL) из базы данных получаются необходимые данные, форматируются, и выводится содержимое страницы;
  • системы второго типа обеспечивают редактирование страниц сайта в специальном редакторе, получая “на выходе” HTML-файлы, которые потом выкладываются на сайт; такого рода системы могут быть установлены как на Web-сервере, так и на локальном компьютере (в этом случае набор страниц нужно закачать на сайт).

Второй тип систем представляет собой некий гибрид между первым типом и статическими сайтами. Его преимущества — отсутствие загрузки сервера (ему не нужно тратить ресурсы на исполнение программ, запросов к базе данных и пр., а только передать содержимое страницы), возможность внести изменения вручную в какую-либо страницу. Преимущества же первого типа систем — мощность, возможность реализовать различные функционалы (например, поиск по каталогу товаров; фильтры, интерактивы и пр.), большее удобство в работе. []

[Actis Systems] Несмотря на то, что все системы управления контентом спроектированы по-разному, они предназначены для одной цели — обновления содержания сайта, и важную роль здесь играет модуль документооборота, входящий в систему управления сайтом.

Дело в том, что права на окончательную публикацию той или иной информации на сайте обычно сосредоточены в руках высшего руководства и рядовой администратор, как правило, не имеет полномочий на “вывешивание” любой информации на сайте. Каждый документ, каждая новость проходит обычно через несколько согласований — начальник отдела, автор (контент-менеджер), редактор, корректор, руководство… Все это занимает очень много времени и является весьма сложной процедурой.

Не так давно мы разработали систему, позволяющую максимально оптимизировать этот процесс. Так, например, автор через модуль управления контентом направляет будущую публикацию на визирование, контент-менеджер вносит изменения, дает свое “добро” и документ автоматически переходит к редактору. После редактуры (все перемещения документа происходят внутри модуля) текст попадает “на стол” высшего руководства, и оно, будучи последней инстанцией, отправляет материал в эфир. При этом в процессе не задействовано ни одного Интернет-специалиста, ни одного программиста или HTML-верстальщика. Весь процесс занимает считанные минуты. Тот, кто бегал по этажам и неделю собирал необходимые подписи, а затем снимал с сайта публикацию в срочном порядке из-за оплошности брэнд-менеджера, понимает насколько это удобно.

Достоинства и недостатки применения

[Actis Systems] Слабые места в таких системах действительно есть, одно из них — это работа сайта под нагрузкой. В отличие от статичной страницы, при пользовательском запросе через систему управления контентом, происходят более сложные процессы выдачи информации. Так если в первом случае пользователю просто передается уже готовая Web-страница за десятки миллисекунд, то во втором — страница сначала “собирается” системой, а затем уже отправляется пользователю — это уже около 1,5 сек. Ресурс мощности всегда ограничен, поэтому при пиковой нагрузке система может отказать. Поэтому следует помнить о таком важном требовании к системам управления контентом, как наличие возможности кэширования информации.

Без этой функции любая система управления сайтом — просто детский опус, не более того. Смысл кэширования в следующем: для первого пользователя, пришедшего на ресурс, страница действительно собирается, а вот для всех последующих она просто высылается в виде статик-контента, поскольку она уже была сохранена в кэш-памяти и в любой момент готова к отсылке. Данный способ снижает нагрузку на сервер в десятки раз. Существует и более сложное кэширование — так называемое “горячее кэширование”, когда после запроса администратора все страницы сайта заранее “собираются” и в таком виде хранятся в ожидании запроса.

Еще один недостаток существующих систем управления контентом — это их привязка к платформе. То есть перенос с одной платформы на другую невозможен. Недавно наши специалисты решили и эту проблему — мы разработали легко переносимую систему, работающую на всех платформах. Наличие подобной характеристики зачастую бывает очень полезно клиентам, например, при смене провайдера. Не всегда провайдерские базы данных совпадают, к тому же и каждая платформа имеет свою специфику.

Наша новая система позволяет переносить сайт с платформы на платформу без нарушений внутренней логики сайта. На самом деле существует очень много продуктов с “фиктивной” кросс платформенной универсальностью: то есть когда декларируется полная совместимость, а на деле оказывается, что для нормальной работы надо “убить” половину существующей системы и достроить ее дополнительными пакетами. []

В таблице 6 приведены основные достоинства и недостатки статического сайта и сайта, построенного с использованием системы управления контентом.

Таблица 6. Сравнение статического сайта и сайта, построенного с использованием системы управления контентом

  Статический сайт Сайт с системой   управления контентом
Достоинства
  • Высокая скорость загрузки страниц пользователем.
[АИСТ]

  • Удобство в работе с сайтом.
  • Возможность разграничения прав (встречается не везде).
  • Повышение функциональности сайта.
  • Удобство его редизайна в будущем.
  • Значительное снижение трудоемкости процесса управления сайтом.

[]

Недостатки
  • Сложность обновления существующей информации и добавления новой информации.
  • Очень высокие трудозатраты при необходимости даже незначительно изменить дизайн страниц.
[АИСТ]

  • Высокая нагрузка на сервер.
  • Невозможность или сложность изменения шаблонов (макетов дизайна, шаблонов списочной информации и пр.) для отдельно взятой страницы.

[]

[ДиалогСибирь-ИТ] Нетривиально реализовать сложную структуру страницы (например, с несколькими текстовыми полями и т.д.). Обычно для разработки оригинальной   модульной сетки страницы требуется дополнительное программирование и настройка. []

Требования к системам управления контентом

[АИСТ] Прежде всего, это удобство работы с системой, быстрота внесения изменений на сайт. Часто разработчики таких систем грешат тем, что строят ее “под себя”, с точки зрения искушенных в сайтостроении людей. “Движок” сайтов должен быть ориентирован именно на человека, имеющего отдаленное понятие об HTML, Интернет-технологиях. Также неплохо, чтобы “движок” поддерживал возможность импорта данных из файлов каких-либо принятых форматов данных. Например, эта возможность важна для Интернет-магазинов: нет смысла каждый день менять вручную ассортимент товаров, если есть возможность экспортировать данные из торговой системы, стоящей в офисе. []

[ДиалогСибирь-ИТ] К системам управления контентом предъявляются те же требования, что и к другому программному обеспечению:

  • масштабируемость — система должна поддерживать любое количество пользователей. Это важно в том случае, если за содержание разных разделов сайта отвечают разные сотрудники;
  • гибкость и настравиваемость — система должна поддерживать любую структуру сайта, любое количество шаблонов страниц и информации, настраиваться подбизнес-процессы, потребности компании и сотрудников, задавать права пользователей на работу с информацией, ее публикацию и т.д.;
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • многоплатформенность — система должна работать на любом (хотя бы наиболее распространенном) аппаратном и программном обеспечении Web-сервера.

Кроме того, к этим системам предъявляются специфичные требования, такие как умение работать с различными браузерами — система должна формировать страницы сайта таким образом, чтобы они одинаково отображались в различных браузерах; совместимость с ПО, используемым для подготовки информации, возможность импорта информации из файлов Word, Excel и др. форматов; умение работать с мультимедиа (текст, графика, аудио, видео); отслеживание ссылочной структуры сайта, правильности гиперссылок. []

Вопрос переносимости. Что, если необходимо перейти на другую систему управления контентом? Как решается эта проблема?

[АИСТ] Обычно, это очень сложно или вообще невозможно — проще создать сайт заново. Однако в теории, если в “старой” системе есть возможность выгрузки данных в какой-либо общепринятый формат (например, в текстовые файлы или в XML-документ), а в “новой” — возможность экспорта из этого формата, то попробовать можно. Но, как правило, разработчики систем не реализуют импорт из системы в другие файлы — никому не выгодно давать клиенту возможность отказаться от его системы. []

Цены

[Actis Systems] Говоря о цене сайта, необходимо всегда помнить о существовании такого параметра, как соответствие цены и качества. Системы управления контентом могут стоить от 50 до сотен тысяч долларов — все зависит от качества и сложности системы. Для мощного документооборота, например, онлайновые СМИ, требуются дорогие системы, имеющие очень большое количество рабочих мест и сложную иерархию публикаций. Поэтому их стоимость большая.

Что же касается сайтов, создаваемых нами на базе собственной технологии WebBuilder, то мы продаем их в разных комплектациях. Полный пакет стоит чуть более 7 тысяч долларов. При этом цена может уменьшаться за счет исключения из пакета той или иной опции, подчас абсолютно ненужной для конкретного веб-ресурса. Например, не всем же нужно периодически менять дизайн сайта. []

[АИСТ] Разброс цен достаточно большой: от сотен до тысяч и десятков тысяч долларов. Эта стоимость колеблется в зависимости от мощности системы и амбиций ее разработчиков.

В каком виде покупать

[АИСТ] Как правило, приобретение системы в “коробочном” варианте нецелесообразно. Ведь помимо системы управления контентом сайт должен иметь дизайн, продуманную структуру; до его создания нужно провести определенные исследования и другую интеллектуальную работу. Поэтому рекомендуется не требовать от студии продать “голый” движок, а провести внедрение его, т.е. разработать сайт при помощи движка. []

[ДиалогСибирь-ИТ] Здесь также может использоваться схема ASP. В некоторых случаях исполнитель может предоставлять полный цикл услуг: разработка сайта на основе системы управления контентом и предоставление системы в аренду с хостингом сайта на своем сервере, а также предоставление доступа к системе для редактирования сайта через Web-интерфейс. []

Ссылки по теме

Дополнительная литература

  1. Системы управления Web-контентом. e-commerce.ru (http://www.e-commerce.ru:81/biz_tech/implementation/web_tech/wcsm.html).
  2. Андрей Акопянц. Системы управления Web-контентом. eCommerce World (http://www.osp.ru/ecom/2000/02/052.htm).
  3. Мартин Пайлз. Три шага управления контентом. Profi-club (http://www.profi-club.kiev.ua/management/adm_cont.htm).
  4. Джим Рапоза. Управление контентом. Персональный компьютер сегодня. №8(122). стр. 86-97.

Системы управления контентом

Российские:

Зарубежные:

Реклама

Один ответ

  1. На момент подготовки статьи (а было это 10 лет назад, в 2001-2002 годах) в статью не вошло решение по управлению сайтами от компании Microsoft. В настоящее время SharePoint 2010 – это отработанное промышленное решение по разработке корпоративных порталов, которое помимо таких базовых функций как создание сайтов и управление контентом, включает в себя возможности по работе с сообществами и сетями, конструктор приложений, корпоративный поиск и бизнес-аналитику.
    Мы еще поговорим на страницах этого блога о возможностях данного решения…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: